СТАТЬИ и БЛОГ

  • olessiazm

Если ребенок не хочет идти к психологу

Ваш ребенок изменился. Он стал раздражительным, тревожным, большую часть дня проводит в своей комнате, и вы уверены, что что-то происходит. Возможно, вы догадываетесь, что тому виной, например, дружба с кем-то, кто не очень хорошо на него влияет, или нагрузка в школе. А может быть, вы не понимаете в чем причина, и это еще страшнее. В любом случае, как бы деликатно вы ни спрашивали, вы получаете один и тот же ответ.


"У меня все нормально!"


Что же делать? Многие родители хотят помочь своим детям, но не знают как. Вспоминая свое одинокое детство, они хотят чтобы у их ребенка все было по-другому, чтобы он вовремя получил поддержку, в которой нуждается. Давайте поговорим о том, как родители могут начать разговор с детьми, которые оказались в трудной ситуации, но говорят, что не хотят помощи психолога.


У ребенка могут быть неправильные представления о психологе.


Удивительно, но чаще всего на первом сеансе ребенок говорит, что он понятия не имеет, что происходит. Он не знает, чего ожидать, и, возможно, даже не знает, почему вообще оказался в моем кабинете! Некоторые родители даже придумывают истории про знакомую тетю или что-то в этом роде, только бы не говорить, что ведут ребенка к психологу.Многие дети помладше слышали слово "психолог", но не знают, что оно означает на самом деле. Они могут думать, что психолог - это человек, который проводит рисуночные тесты, выписывает лекарства или даже делает уколы.

Школьники постарше и подростки обычно имеют общее представление о том, чего ожидать, но их представление о психотерапии может быть расплывчатым или стереотипным. Дети постарше часто беспокоятся о конфиденциальности. Что произойдет, если они поделятся с психологом тем, что происходит на самом деле? Не расскажет ли он все их родителям?

Важно объяснить детям младшего возраста, что психолог может делать на сессии (играть, рассказывать истории, говорить о чувствах) и чего не может (заставлять что-то делать, ставить уколы или выписывать лекарства). Важно объяснить - то, что дети скажут в кабинете психолога не передается родителям. Детям постарше можно объяснить значение слова "конфиденциальность": они должны быть уверены, что у них будет возможность сохранить все сказанное в секрете. Вы также можете поделиться любой имеющейся у вас информацией о личности вашего будущего психолога, показать его посты в соцсетях.

Если ваш ребенок вздрагивает всякий раз, когда вы упоминаете слово "психолог", подумайте о том, в каких ситуациях вы о нем упоминаете. Говорите ли вы о посещении психолога только после крупной ссоры с ребенком или после плохих оценок в школе? Понятно, что неприятные события могут напомнить вам о необходимости терапии, но если вы говорите об этом в напряженные моменты, то у ребенка сформируется негативный образ психолога, поход к которому - наказание.

Когда взрослый человек идет на терапию, это, как правило, решение, которое он принял сам. Ребенок же чаще всего не выражает сам желание идти к психологу. Детей "отправляют" к психологу потому (как кажется многим), что они "плохие", и что цель терапии - сделать их "хорошими". Вместо того чтобы чувствовать себя сильными, заботящимися о себе людьми, они испытывают стыд, ощущение, как будто их вызывали в кабинет директора школы. Неудивительно, что они не хотят приходить.

Честный разговор, проведенный в спокойной обстановке, может в значительной степени изменить мнение ребенка о терапии. Ребенку может быть очень полезно услышать, что вы сами испытываете жизненные трудности. Смещение фокуса внимания с ребенка на "семейную проблему" позволяет ребенку понять, что вы все вместе в этом деле, а не считает ребенка единственным человеком в семье, нуждающимся в помощи.

Даже если вы на 99% уверены в причине плохого самочувствия или нежелательного поведение вашего ребенка (плохая компания, ссора с другом, предстоящие экзамены), всегда полезнее сказать ребенку не о ваших предложениях, а о том, что вы видите. Придерживаясь фактов, вы можете помочь ребенку чувствовать себя более защищенно. Например, слова "Я заметила, что ты стал больше времени проводить в своей комнате", скорее всего, будут восприняты лучше, чем "С тех пор как ты завел этого друга в Интернете, мы тебя больше не видим".

Особенно интровертные дети могут быть не в восторге от идеи сидеть в комнате с незнакомым взрослым и изливать ему душу.

Если вы подозреваете, что встреча лицом к лицу с чужим человеком пугает вашего ребенка, рассмотрите другие, менее "традиционные" альтернативы. Для многих встреча с терапевтом через Интернет может показаться более безопасной и комфортной.

Подростки иногда могут легче открыться в интернете, обсуждая сложные темы возможно потому, что общение с помощью техники кажется им более естественным, а может быть, экран компьютера помогает им чувствовать себя более анонимно. В любом случае, это вариант, который стоит рассмотреть, если ваш ребенок отказывается от встречи с психологом.


Возможно, вы сказали и сделали все возможное, чтобы представить психолога в положительном свете, но это не изменило мнение вашего ребенка.

Знаете, очень трудно помочь человеку, который не хочет, чтобы ему помогли. В идеальном мире психолог и клиент - равноправные партнеры в терапевтическом кабинете, оба привносят свои идеи, и никто не ведет себя как начальник другого. Если ребенка заставляют посещать психотерапию, это ставит его в бесправное униженное положение.

Иногда можно спросить, готов ли ребенок попробовать встречи с психологом в течение определенного количества сеансов, например, 3 или 4. Вы можете быть приятно удивлены ответом! Однако если после этих 3-4 сеансов ваш ребенок захочет прекратить терапию, выполните свою часть сделки и прекратите ее.


Если ребенка заставляют посещать терапию против его воли, это может сформировать у него негативное отношение к психотерапии и удержать его от обращения за помощью в будущем. Я предпочитаю дать детям чувство самостоятельности и контроля над своей жизнью и позволить им вернуться к терапии на их собственных условиях, когда они почувствуют, что готовы к работе.


Из этого правила есть одно большое исключение: если ребенок причиняет себе вред или угрожает суицидом, ему необходимо обратиться к специалисту несмотря ни на что. Однако таким детям может потребоваться больше поддержки или более специализированный подход, чем тот, который может обеспечить терапия раз в неделю. Если вы считаете, что вашему ребенку угрожает серьезная опасность, обратитесь к школьному психологу, педиатру или, в экстренных случаях, наберите телефон экстренных служб поддержки.


Объясните ребенку, кто такой психолог


Дети должны знать, что психолог - это человек, который может помочь им и их родителям справиться с их эмоциями. Они должны знать, что психотерапия - это обычное дело и не повод для стыда. На самом деле, нам всем было бы хорошо воспользоваться консультацией психолога в какой-то момент нашей жизни!


Можно сказать детям, что я "доктор по эмоциям", хотя я не врач. Дети знают кто такой врач, поэтому это понятное им сравнение. Если ребенок простудился или ударился головой, доктор поможет помочь ему. Если ребенка беспокоит тревога, грусть или гнев, "доктор по эмоциям" может сделать то же самое.

Детям постарше я говорю, что психолог - это специалист, чья работа заключается в том, чтобы быть рядом и выслушать их. Психолог отличается от учителя или родителя, потому что он не ставит оценки, не наказывает, не учит жить и ничего не требует. Психолог также не друг, поэтому не нужно беспокоиться, что ты можешь его обидеть. Психолог также не разглашает то, что ему говорят (это важно слышать каждому ребенку, но особенно успокаивает детей постарше).


Поговорите о том, как работает психолог


Тут следует придерживаться простоты (иногда излишняя информация только усиливает тревогу). Можно сказать следующее: "Когда ты встречаешься со своим психологом, ты можешь говорить все что угодно, играть в разные игры. Психолог поможет тебе справиться с беспокойством и сохранит все сказанное в секрете. Я тоже буду говорить с психологом, потому что хочу научиться лучше понимать тебя".


Вы также можете подготовить ребенка к тому, как будет выглядеть сеанс. Если вы будете встречаться лично, опишите, где находится кабинет и как он выглядит. Маленькие дети часто радуются, когда узнают, что там будет игровая комната, наполненная игрушками! Расскажите ребенку, где вы будете находиться во время сеанса, например, что вы останетесь в комнате ожидания неподалеку.


Если вы будете встречаться онлайн, объясните ребенку, как это будет происходить. В наши дни большинство детей хорошо знакомы с технологией Zoom, но у них все еще могут возникнуть вопросы о том, насколько они смогут уединиться и кто именно будет с ними разговаривать. Вы можете выбрать тихое, уединенное место для видеозвонков с вашим ребенком и вместе потренироваться входить в терапевтическую платформу. Дети младшего возраста могут выбрать несколько игрушек, рисунков или поделок, чтобы показать их психологу в первый день во время знакомства.



3 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все