СТАТЬИ и БЛОГ

  • olessiazm

Будущее ребенка: как не ошибиться?

Некоторые дети с раннего детства уверены в том, чем они будут заниматься в будущем (как Джоан Роулинг, автор книг о Гарри Поттере). Другие до последнего класса школы не знают, что делать дальше, какое образование и профессию выбрать. Решение, связанное с будущей карьерой, пожалуй одно из тех решений, которые могут повлиять на удовлетворенность жизнью через 5, 10, 20 лет. От этого решения может зависеть не только карьера, но и личное счастье (жизнь показывает, что неудавшаяся карьера, особенно для мужчины, является одной из причин разрушенных отношений в браке и поблем со здоровьем).


Решение такого масштаба принимать страшновато: а что если совершишь ошибку? Но скорее всего дело даже не страхе принять решения, а в том, что подросток не знает, что ему нравится так сильно, чтобы посвятить этому всю жизнь.


Общаясь со своими взрослыми друзьями, я часто спрашиваю об идеях, которые двигали ими при выборе того или иного образования. И вот сегодня хочу рассказать об одной такой идее:

"Главное - поступить в институт, а там будет видно".


Надо признать, что этот выбор «пальцем в небо» часто дети делают в угоду нам, родителям. Ведь мнгие из нас даже представить не могут, чтобы наши дети не поступили в институт после школы (просто страшный сон какой-то!). Главное - чтобы ребенок поступил, ведь без этого карьеру не сделаешь.


Я бы хотела рассмотреть две перспективы: прошлое - откуда берется такое убеждение, и будущее - к чему это ведет.


Итак, первое, прошлое. Убеждение, «после школы скорее в ВУЗ» непоколебимо обосновалось у нас и наших родителей с советских времен. Тогда считалось, что высшее образование - это первый этап карьерного роста. Осторожно, здесь есть ловушка. «Университет развивает все способности, в том числе и глупость», считал Антон Павлович Чехов. Да, действительно, учеба «чему-нибудь и как-нибудь» в течение 5 лет никак не сделает человека ближе ни к материальной обеспеченности, ни к чувству исполненного предназначения в жизни.


Сегодня более популярен подход к образованию как к осмысленному профессиональному росту.


Предполагается сначала понять, ЧТО тебе действительно нравится делать (а для этого часто бывает нужно поработать). Потом стать специалистом, получая не высшее, а профильное образование: в короткие сроки получить конкретные навыки. Человек становится специалистом, умеет что-то делать хорошо, а значит может быть полезным обществу. Понятно, что есть профессии, где колледжем не обойдешься. Но речь не об этом. Получение узкого специального образования можно рассматривать как начало осмысленного пути к карьере мечты.


А что, академическое вузовское образование для этого не годится? Иногда нет. Выйдя из дверей из института, молодые люди лишь с большой натяжкой могут называться молодыми специалистами. Так было в моем случае, когда получив диплом социолога, я не умела делать ничего. И придя на мое первое рабочее место в качестве секретаря (а кого же еще, если делать ничего не умеешь?), я начала учиться, приобретая навыки профессии абсолютно с нуля, и задавая себе вопрос: что я делала в институте течение пяти лет? Если бы у меня на руках были сертификаты, подтверждающие наличие неких навыков, моему работодателю было бы легче понять что я умею, и нужны ли мои знания в его компании.


Второе. Из убеждения «главное поступить, а там разберусь» вырастают последствия не самого приятного характера. Получая образование, не имеющее отношения к врожденным способностям, человек, во-первых, учится без удовольствия, а, во-вторых, у него это получается не так уж хорошо. Возникает давление долга и выбор - тянуть лямку до конца или бросить.

И если такой человек решает учиться до конца и получает образование, то потом, рано или поздно он мучается от чувства, что "это не для него". Да, переучиться никогда не поздно. Но после 25 начинается другой взрослый этап жизни - семья, дети, финансовые обязательства. Многие ли переучиваются?


P.S.

Печальные данные РОССТАТА показывают, что 73 процента россиян работают не по специальности. Как вам цифра?

Узнать больше о задатках и способностях можно посмотрев мой бесплатный видео-курс

"Задатки и способности ребенка". Он будет полезен не только детям, но и вам, взрослым. Вы узнаете все возможные варианты задатков у человека, поймете как развить их в способности, чтобы выполнить свое предназначение в жизни.


6 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все